В праздничный период население особенно активно посещает универмаги и магазины в поисках подарков. Каждый хочет удивить родственников, знакомых, друзей, коллег. Набеги на магазины начинаются в начале декабря и длятся вплоть до закрытия магазинов 31 декабря. В Петербурге ежегодно открываются десятки гипермаркетов, универсамов, активно развиваются розничные сети - и выбор для покупателей становится все шире. Несмотря на это, горожане все равно ежегодно сталкиваются с проблемой: что же купить в подарок на Новый год близким и друзьям?
Между тем вслед за розничными сетями так же активно развивают свой бизнес и банки. Практически в каждом универмаге есть стойка банка, где можно получить потребительский кредит или карту. Ситибанк провел исследование основных покупок в предновогодние дни, которые горожане делают по кредитным картам. Согласно сообщению банка, по кредитным картам люди тратят намного больше, чем наличными или по дебетовым картам.
Исследование, проведенное Ситибанком в России, анализирует потребительское поведение более 100 тыс. клиентов, активно пользовавшихся кредитными картами в течение 2006 года. Все участники исследования -- жители Москвы и Санкт-Петербурга. Анализу подверглись наиболее популярные категории покупок: одежда, электроника, бензин, продукты питания, предметы роскоши и другое. Исследование охватывает только покупки, совершенные в России, и анализирует показатели изменения сумм покупок в каждой категории в процентах к предыдущему месяцу.
Наиболее активно к Новому году население покупало ювелирные изделия, часы, а также предметы роскоши. Именно здесь наблюдается большой рост в декабре: у женщин более 125%, а у мужчин -- около 184%. В исследовании Ситибанка говорится, что декабрь -- единственный месяц, когда отмечается такой беспрецедентный рост в этой категории. Даже в марте, втором по лидерству в этом сегменте месяце, рост в несколько раз меньше. Другим лидером по "покупаемости" в предновогоднее время считается парфюмерия и косметика. Очень сильный скачок по расходам средств на кредитных картах отмечен и у мужчин (96%), и у женщин (78%). Это может объясняться тем, что и те и другие дарят парфюмерию и косметику как "самый распространенный и необременительный подарок". "У мужчин это также связывается с меньшей ценовой чувствительностью к этой малознакомой для них категории товаров", -- говорится в исследовании. Такие подарки всегда приятны, правда, можно не угадать с парфюмерией, да и с косметикой возможны подвохи, если плохо знаешь человека. Как правило, подобные подарки дарят близким людям, зная, чему те отдают предпочтение.
Следующей категорией в подарках значится электроника. Причем рост трат отмечен не только у мужчин (78%), но и у женщин (7%). И если популярность данной категории у мужчин вполне ожидаема, то для женщин это новое направление, которое возникло именно в декабре. Приобретаться могут подарки их спутникам либо, например, модные женские модели телефонов для себя или своих родных и подруг.
Популярной категорией в декабре стали покупки, совершенные на автозаправочных станциях, причем рост расходов более чем на 51% у женщин указывает на то, что приобретался не только бензин (у мужчин траты на горючее в этом месяце даже падают на 6%), но и товары в магазинах при АЗС. Это и неудивительно. Все больше женщин садится за руль, а на заправках ассортимент порой не менее разнообразен, чем в универмаге, поэтому устоять совсем не просто.
Следующие две категории покупок относятся скорее не к подаркам, а к покупкам, связанным с праздниками. Это услуги связи и рестораны, кафе, а также развлечения. Так, женщины тратят на телефон и Интернет в декабре на 24% больше, чем в другие месяцы, а мужчины -- на 11%. Это естественно: в новогоднее время у людей поднимается настроение, хочется больше общаться с родственниками и друзьями по телефону и даже позвонить тем, с кем давно не общались, слать SMS-поздравления. Траты на рестораны, кафе и развлечения у мужчин вырастают на 6%, а у женщин -- на 18%. В новогодние дни люди чаще встречаются с родственниками и друзьями, посещают различные увеселительные заведения.
Значительной и вполне логичной статьей расходов в преддверии праздников также становятся расходы на продукты питания и траты в супермаркетах. Мужчины в декабре в среднем тратят на 25% больше, а женщины снижают свою покупательскую активность более чем на 6%. Забавная подробность: выходит, мужчины предпочитают сами закупать продукты к праздничному столу, а женщины, видимо, занимаются их приготовлением. Одна из самых стереотипных для России категорий покупок -- алкоголь -- демонстрирует неожиданные результаты. Рост расходов очень серьезный: у женщин значительно больший -- 197%, у мужчин -- 138%. Кроме того, в новогоднее время отмечается кондитерский бум: расходы и мужчин, и женщин на торты, конфеты и сладкую выпечку увеличиваются более чем на 2000%. Это абсолютный лидер роста.
Покупая продукты в супермаркетах, многие предпочитают бросать в корзину и другие товары. Объем покупок в универсальных магазинах в среднем и у мужчин, и у женщин в это время года растет примерно одинаково -- на 20%. Так, покупки кожгалантереи (в частности, сумок) у женщин увеличиваются на 20%, а у мужчин -- на 30%. "Что касается товаров для дома, то здесь тенденция обратная. Люди предпочитают закрыть все хозяйственные вопросы до праздников, чтобы расслабиться и не думать о бытовых проблемах. Поэтому, несмотря на серьезный рост расходов на мебель, светильники, сантехнику и другие промышленные товары (более 30-40%) в октябре-ноябре, в декабре наблюдается самый большой спад за год", -- говорится в исследовании банка.
К традиционным подаркам, судя по исследованию, можно также отнести спортивные товары. В декабре у мужчин рост весьма незначительный -- около 3,5%, хотя в ноябре и октябре рекордные траты в этой категории -- рост в среднем около 25-30%, что объясняется подготовкой к зимнему сезону. У женщин вообще не наблюдается каких-либо изменений в этой категории товаров.
На одежду население в декабре тоже не сильно тратится. Расходы на обувь и пополнение гардероба у мужчин в этот период растут примерно на 4,5%, у женщин -- чуть более чем на 24%. Это может быть связано с сезоном распродаж, однако темпы роста несравнимо меньше, чем в весенние и осенние месяцы. Для женщин одежда является куда более актуальным подарком, чем для мужчин. К тому же во время распродаж многие покупательницы просто теряются в окружении гор одежды и магазинного шума и скупают все подряд.
Поскольку Новый год в России семейный праздник, существенный рост в такой категории расходов, как детские игрушки, на 127,16% у мужчин и 120% у женщин вполне оправдан. Объемы покупок школьных принадлежностей также показывают в декабре серьезный рост: у женщин -- 48%, у мужчин -- 121%. А вот траты на покупку билетов в кинотеатры увеличиваются только у мужчин, при этом более чем на 200%, в то время как у женщин отмечен даже небольшой спад. На музыкальные диски и видеофильмы траты растут на 23% у мужчин и на 5% у женщин. При этом рост в сегменте книг и прессы куда более значительный: у мужчин -- 60%, у женщин -- более 135%. Да это и неудивительно, не зря россиян называют самой читающей нацией. К тому же, учитывая развитие печатной продукции в России, это логично: сейчас в любом магазине полки ломятся от книг в ярких и красочных обложках.
"Интересная статистика у мужчин. Траты на предметы искусства в течение года - это именно их прерогатива, однако в декабре эта категория показывает небывалый рост -- более 388%. Также только у мужчин значительно возрастают расходы на почтовые и курьерские услуги -- более 80%, в то время как женщины в течение всего года пользуются ими одинаково мало", -- говорится в исследовании. При этом именно женщины тратят в несколько раз больше мужчин в декабре на услугу доставки еды и кейтеринг. Также интересно, что только у женщин в декабре растут суммы снятия наличных -- на 5%, в то время как у мужчин они на столько же снижаются.
Примечательно, что рост расходов в декабре на покупки в специализированных магазинах подарков значительный, более 100% и у мужчин, и у женщин, но мало отличается от других праздничных месяцев в году. Зато расходы на цветы возрастают на 30% у мужчин и 65% у женщин -- третий результат в году после марта и сентября. Между тем за границей пик трат приходится в основном на январь, когда люди отправляются на новогодние каникулы и в отпуска. В январе траты на одежду у мужчин вырастают на 169%, а у женщин на 152%; на универсальные товары -- у мужчин на 129%, а у женщин на 85%; на покупки в магазинах duty free -- у мужчин на 70%, у женщин на 57%; на кафе, рестораны и развлечения -- на 154% и 150% соответственно; на ювелирные украшения, часы и другие предметы роскоши -- у мужчин на 134%, а у женщин на 214%.
В исследовании отмечается, что в новогодних тратах по кредитным картам наблюдается существенная зависимость от дохода клиента и его кредитного лимита. Так, несмотря на то что рост наблюдается во всех сегментах, у людей с кредитной линией более 100 тыс. рублей он незначительный -- около 4,5%, а в сегменте менее 45 тыс. и сегменте между 45 тыс. и 100 тыс. -- рост равный и составляет около 9,5%. У более обеспеченных людей рост продолжается в течение всего января и добавляет еще 3% к росту в декабре, в то время как у менее обеспеченных категорий населения он падает примерно на столько же, говорится в исследовании банка. Это означает, что более обеспеченные люди продолжают активно тратить на свой отдых, развлечения и покупки во время каникул в России и за границей, в то время как менее обеспеченные входят в режим экономии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий