Новый год начался с полномасштабного обвала мировых фондовых рынков, который не обошел стороной и emerging markets. В среднем развивающиеся рынки обвалились в январе на 10–15%, российский рынок потерял 17%.
Обвал российских акций в начале года был достаточно дружным. Исключение составили акции угольных компаний, золотодобытчиков, производителей удобрений и агропромышленных компаний. Рост всех этих секторов был связан исключительно с позитивной динамикой мировых цен на производимую ими продукцию. Уголь за последние полгода подорожал почти вдвое. Золото с того момента, как в сентябре 2007 года ФРС США начала снижать ставки, выросло в цене с $650 до $950 за тройскую унцию, цены на платину превысили уже $2000 за тройскую унцию. Заметно подорожали удобрения и продовольствие.
Наиболее ощутимый спад цен в начале года продемонстрировали акции компаний фиксированной связи, в среднем подешевевшие более чем на 20%. Динамику хуже рынка показали нефтяные бумаги, в то время как представители газового сектора – «Газпром» и «Новатэк» – выглядели лучше рынка. Неплохо на общем фоне смотрелись автопроизводители, авиаперевозчики, металлурги, розничные сети.
В феврале на рынках сохранялась крайне высокая волатильность, на фоне которой акции большинства компаний смогли частично компенсировать потери, а ряд секторов продемонстрировали настоящее ралли. В первую очередь стоит отметить акции металлургических компаний («Северсталь», НЛМК, «Евразгрупп»), выросшие в январе – феврале в среднем на 15–20%, угольные компании («Мечел», «Распадская», «Белон»), подорожавшие примерно на ту же величину, производителей удобрений («Акрон», «Уралкалий», «Сильвинит») – здесь рост был более существенным, золотодобывающие компании («Полюс», «Полиметалл»), которые смогли прибавить 20–30%.
Одним словом, утверждать, что начало года оказалось неудачным для российского фондового рынка, наверное, не совсем справедливо. Правильнее говорить о наличии разнонаправленных тенденций и высокой волатильности.
Ситуация на мировых рынках в начале года была спровоцирована опасениями рецессии в США, значительно усилившимися после публикации статистики по рынку труда, – безработица, еще весной 2007 года составлявшая 4,4%, к концу года подскочила до 5%, а в январе впервые за последние 4 года было зафиксировано сокращение рабочих мест в экономике. Продолжающийся кредитный кризис и списание убытков в финансовом секторе (вслед за глобальными банками о крупных потерях сообщили страховые компании, специализирующиеся на перестраховании кредитных рисков) явились дополнительным фактором нестабильности. История с банком Societe Generale, потерявшим около €5 млрд из-за мошеннических действий трейдера (официальная версия, в которую мало кто верит), подлила масла в огонь, лишний раз напомнив инвесторам, какие «скелеты в шкафу» могут сейчас обнаружиться у банков.
Федеральная резервная система США осуществила в начале года беспрецедентно резкое снижение ставок. Учетная ставка в январе была снижена с 4,25 до 3%. Ожидается, что на заседании 18 марта ФРС снизит ставку до 2,5%, а к лету она достигнет 2%. Однако агрессивное накачивание финансовой системы ликвидностью оказало крайне ограниченное влияние на мировые рынки. Эти действия позволили несколько стабилизировать денежный рынок. В то же время продолжился рост кредитных спрэдов корпораций на фоне ожидания дефолтов, выросли и спрэды еврооблигаций emerging markets. В целом кредитные кондиции на мировых рынках с начала года ухудшились, и, скорее всего, ситуация будет оставаться достаточно напряженной в ближайшие 3–6 месяцев. Инвесторы сомневаются, что политика ФРС предотвратит рецессию, в то же время многие опасаются возрастающих инфляционных рисков, и на этом фоне все чаще звучит термин стагфляция (экономический спад, сопровождаемый ускорением инфляции).
Долговые рынки в первые месяцы оставались слабыми. Размещения как на внутреннем, так и на внешнем рынке практически отсутствуют, при этом наблюдается переоценка рисков – доходность корректируется в сторону повышения. Определенный интерес наблюдается к сильным эмитентам второго эшелона, предлагающим бумаги с относительно короткой дюрацией (не более года). Спрос на такие облигации есть, но их доходность по сравнению с летними уровнями выросла в среднем на 300 базисных пунктов и составляет сейчас 10–12%. Эмитентам третьего эшелона (к таковым относятся компании, которые имеют высокую по среднеотраслевым меркам долговую нагрузку, ограниченные денежные потоки и могут расплачиваться по долгам только за счет рефинансирования) «поднимать деньги» с долговых рынков практически нереально, а если кто-то и решится на такие займы, то их стоимость будет не менее 18–20%. «Голубые фишки» долгового рынка, сохранявшие в прошлом году относительную стабильность, сейчас также переживают период переоценки – доходность плавно, но уверенно двигается вверх.
На фоне сплошного негатива с внешних рынков состояние российской экономики вызывает удивление и внушает оптимизм. Статистика свидетельствует о том, что в стране продолжается инвестиционный бум (рост инвестиций в январе составил 19% к аналогичному периоду прошлого года, а строительный сектор продемонстрировал рост на 30,1%). Достаточно удивительное явление, учитывая, что возможности привлечения капитала российскими компаниями существенно ухудшились – ставки по кредитам корпоративному сектору выросли за полгода в среднем на 200–300 базисных пунктов, долговые рынки остаются фактически «закрытыми». Тем не менее мы видим, что корпоративный сектор пока что успешно справляется с ростом процентных ставок. Не наблюдается и снижения потребительской активности, которая поддерживается уверенным ростом доходов населения и резко ускорившийся инфляцией.
Последняя заставляет население быстрее тратить дешевеющие денежные знаки. На этом фоне темпы роста экономики России остаются достаточно высокими: по предварительным оценкам, экономика РФ выросла в 2007 году на 8,1%, а в январе 2008 года рост составил 7,4%.
Хорошие фундаментальные показатели российской экономики способствуют интересу к отечественному фондовому рынку. Пока еще есть возможность недорого приобрести привлекательные активы. Однако инвесторы, которые сейчас решились на покупку российских акций, должны быть готовы к тому, что высокая волатильность будет сохраняться еще какое-то время. В числе наиболее сильных мы отмечаем акции РАО «ЕЭС России» и «Газпрома».
Комментариев нет:
Отправить комментарий